?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ардханаришвара

Ардханаришвара

Рассказываю про одного из моих любимых персонажей индийской мифологии. Точнее, это два персонажа по 0,5 от каждого. Не, не пара бутылок «Русского стандарта», а Ардханаришвара.Его (ее) я впервые увидела на картинке мадхубани. Это такие пол-тётечки, пол-дядечки в разной степени забавности. Сначала я хихикала над его (ее) названием – даст Бог фамилию! Потом научилась это выговаривать. Теперь Ардханаришвара заняла в моем наборе поговорок почетное место рядом со словами «бесперспективняк» и «шуба с вывертом и подвыподветом». Забавный персонаж, как и стоило ожидать от всего made in India, оказался гораздо мутнее и заумнее, чем был на первый взгляд. Оговорюсь, что далее по тексту я буду называть его (ее) «он», так проще.

Ардханаришвара – это андрогинная (т.е. человеческая) ипостась бога Шивы и богини Парвати, полумужчина–полуженшина, символ гармоничного союза, слияния внешних и внутренних противоположностей, целостности.
Однажды главный криэйтор мира Брахма создал Праджапатьев (Prajapatis) – мужчин. Он полагал, что таким образом начнется процесс творения. «Ага, щас», – сказали праджапатьи и пошли тусовать на свободную хату. Это была большая ошибка Брахмы – сотворить их одних. Ведь что делают мужики, оставшись одни, без жен и присмотра? Бухают, смотрят футбол, разбрасывают носки и всячески разваливают окружающее пространство. Пришлось создавать женщин. Иначе, какой тут процесс творения? Одно разорение. Как в старом анекдоте: «Не то, чтобы мне ребра было жалко, – сказал Адам. – Просто предчувствие какое-то нехорошее…»

По другой версии, супругу Шивы Парвати взяли завидки, что некий риши Бхринги (тоже какой-то древний и мифологичный персонаж) поклонялся только образу Шивы, а не им обоим, как это обычно делали другие. Парвати так наехала и прессонула Шиву, что теперь их водой не разольешь. Они стали единым целом под названием Ардханаришвара.


Классические изображения Ардханаришвары…





…и моя мадхубани-интерпретация

Ардханаришвару обычно изображают в виде существа, левая сторона которого женская, а правая – мужская. Кожа мужской половины тела Ардханаришвары (Шива) имеет камфарно-синий цвет. Он облачен в тигровую или слоновью шкуру или набедренную повязку аскета. На змеином поясе у него висит урдхвалинга (вертикальный фаллос, для особых эстетов). В правой руке он держит трезубец, символизирующий три аспекта сознания: различение, волеизъявление и влечение.
Женская половина тела Ардханаришвары (Шакти, Парвати или Ума) имеет розовый или тепло-коричневый цвет. Эта сторона облачена в красное сари, у нее развитая женская грудь, шея и руки
усыпаны золотыми украшениями с бриллиантами. Тонкая ткань одежды справа должна доходить до середины бедра, слева — до щиколотки. Ардханаришвара может быть четырех-, трех- или двуруким. Он опирается на правую ногу, левая согнута. Больше всего в классическом описании Ардханаришвары мне понравилось про глаза. На лбу мужской половины – половина глаза (!) или 3 белые полосы. Выражение правого глаза должно быть устрашающим, левого – спокойным. М-да, боги и не такое могут! На своих картинках я, конечно, пыталась это передать. Надеюсь, вас устрашил его правый глаз.
У мужской половины на голове джата мукута, такая шапочка-кокошник. В правом ухе серьга в виде змеи или намотанный на шею священный шнур в виде змеи. У женской половины на голове каранда-мукута. Тилака (или бинди) – точка на лбу, в левом ухе валика — круглая серьга.
Объекты в руках. Тут всё ещё сложнее. Это для товарищей с фантазией. Или знакомых с йогой и мудрами. Если Ардханаришвара имеет четыре руки, то правые руки — защитная позиция (абхайя-мудра), боевой топор (парашу) или трезубец (тришула); или благодающая позиция (варада-мудра) и копьѐ (шула); или резак и защитная позиция (абхайя-мудра); или одна рука на быке, другая в защитной позиции (абхайя-мудра); или копьѐ (шула) и чѐтки (акшамала).
Если имеет две руки, то одна рука в благодающей позиции (варада-мудра), другая несѐт чашу-череп (капала). Левые руки (Ума) — одна согнута, чтобы лежать на быке Шивы, другая в катака-хасте или держит розовый лотос.
Если он имеет три руки — с левой стороны только одна рука. Эта рука может держать либо зеркало (дарпана), либо цветок, либо попугая. Попугай может сидеть на запястье Парвати и неприлично ругаться от такого количества иностранных слов.

Подобно греческому Гермесу, Ардханаришвара часто выступает в роли посредника между мужчинами и женщинами, небожителями и смертными и др. Такой, короче, Outlook Express. Считается, что он пребывает в горловой чакре (в Вишуддхе). В тантризме эта чакра ассоциируется с оральным сексом. В древности Ардханаришваре поклонялись особым образом переодетые жрецы. В Индии гермафродиты, гомосексуалисты и трансвеститы считались священными воплощениями Ардханаришвары; они играли особую роль в магических и тантрических ритуалах. Сейчас от этого остались Болливуд и спец-нищие на перекрестках. В одном месте на торговой улице Джанпатх (типа нашего Арбата) работает чувак, мужик в бороде и под 1,80 ростом, одетый в женское сари. Денег ему подают много. Во-первых, экзотика. Во-вторых, просто боятся, что эта бугай долбанет по машине кулачищем, отберет сумку и убежит (помаду покупать, наверное).
Многие травести работают городскими попрошайками. Их не трогают, не понимают и опасаются заразиться трансвестизмом. А вот «голубых» проблем как бы и не существует. Гомосексуализм в порядке вещей и не считается каким-то отклонением. Если только это не европейцы и не публичные персонажи. По всей стране в связи с нехваткой девочек (около 8,5 девочек на 10 мальчиков), недоступностью секса и строгости нравов при тотальном публичном запрете на все телесное, мужская….э-э-э, скажем так, «взаимовыручка» распространена повсюду. На улицах они ходят обнявшись или взявшись за руки. Причем, нормальные индийские муж с женой за руку ходить не будут – это крайне неприлично. В газете на днях читала, что одной из основных претензий к иностранным туристам при посещении храмов является как раз такое хождение под ручку. Это очень интимно, на людях не практикуется. А мужикам можно. Вот поди ж ты, пойми их.

Подобно Ганеше, Ардханаришвара приносит преуспеяние. Особенно тем, кто сможет его выговорить.

И напоследок. При подготовке этого текста я перелопатила кучу «просвещенных» сайтов. Ну, есть у нас такие братья-славяне, которых хлебом не корми, дай заблудиться в какой-нибудь чужой экзотической религии. Особенно под грибы на Гоа. Потом они возвращаются в родное Бологое и Нижневартовск, отращивают косички на затылке и начинают учить своих темных соседей. На полном серьезе. Обычно из этого получаются глубоко информативные тексты по типу вот этого: «Согласно философии санкхьи, махат, или маха-тат-тва, состоит из трех гун и включает в себя манас, буддхи, ахамкару и читту. Однако, согласно Тантре, маха-тат-тва — это то же, что буддхи-таттва — источник манаса, буддхи, ахамкары и читты».

…Пойду-ка съем чапати…

Profile

mashabarinova
mashabarinova

Latest Month

August 2015
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Taichi Kaminogoya